ДК | ДС

Дата основания: июнь 2016 года

Где: Москва, центра городской культуры «Правда»

Организаторы/Участники: Дарья Федотова (Мелиссина) и Марийка Семененко, Анна Старова, Денис Старов, Мария Лисина, Татьяна Честина (Каргина), Мария Мускевич, Александра Лаврова, Надя Дегтярева, Ник Дегтярев и многие другие

Авторка текста: Надя Дегтярева
ДК «Делай Сам/а», или ДК|ДС — некоммерческая площадка, пространство для исследования, консолидации, но, самое главное — свободное пространство, где становятся видимыми в первую очередь друг для друга иногда еще только зарождающиеся или уже давно действующие активистские сообщества и инициативы. Это место о развитии и для развития — активистов и активисток, художниц и художников, исследователей и исследовательниц, дизайнерок и дизайнеров, архитекторок и архитекторов, музыканток и музыкантов, документалистов и документалисток, театральных режиссеров и режиссерок, экспертов и эксперток-практиков в экологии и разных профессиональных областях, представителей/ниц других городских сообществ. Площадка в течение года работала в Москве на территории центра городской культуры «Правда» по адресу: ул. Правды, д. 24, стр. 7. Спустя год после создания ДК «Делай Сам/а» — и накануне его закрытия в существующем в настоящее время формате и локации — кажется необходимым подвести промежуточные итоги и обозначить некоторые важные этапы формирования и трансформации идеи независимого культурного пространства в условиях непростого социально-политического климата современной Москвы.

В основе принципов существования ДК с момента его основания лежит приверженность идеям самоорганизации и активных низовых инициатив как потенциальной и действующей альтернативе официальному нарративу, довлеющему в упорядочивании общественного городского пространства и все более сужающему рамки возможных режимов проживания и деятельности в городе.

Единственным общим фактором, определяющим необходимость такого пространства для каждого из участников/ниц сообщества ДК, стала возможность производства многовариантной социокультурной и микрополитической среды снизу: будь то локальный комьюнити-центр, пространство для организованных встреч миноритарных социальных групп, художественная выставка, события эко- и гражданских активистов, открытые мастерские и прочее. Другими словами, ДК постарался выступать площадкой для сообществ и индивидов, которым сложно, а в некоторых случаях невозможно найти другое пространство в городе для реализации своих внутренних процессов и идей, а также презентации их вовне.

Точно так же в своей организационной структуре ДК носит междисциплинарный характер — к процессу развития пространства и событий в нем в разное время присоединялись представители/ницы совершенно разнообразных профессиональных сред и областей знания.

Обеспечение функционирования этих процессов производства разнообразных версий альтернативной городской культуры и существования самого ДК в целом оказалось непростой задачей, требующей не только прикладных навыков организации пространства, но и перманентно трансформирующегося понимания процессов внутренней коммуникации и переопределения себя в категориях совместного дела. Конфликтным моментом для сообщества ДК стал вопрос о характере социальности внутри группы, вылившийся в дискуссии о вовлеченности, ответственности за общее дело и друг за друга, а также глобально о возможности дальнейшего функционирования ДК в условиях незакрепленных обязательств участников. Для более подробного рассмотрения такой проблематики было бы удобно использовать терминологию из области художественного производства в том виде, в каком ее определил Виктор Мизиано в тексте «Тусовка как социокультурный феномен». В ней он описывает различные виды самоорганизации в условиях формирования постперестроечной художественной среды, отмечая различия в характере конституирования своей коллективной идентичности представителями официального искусства, тусовки, богемы и андерграунда.

Спорным моментом еще на этапе задумки ДК был в том числе вопрос терминологии, являющийся в действительности вопросом идеологическим, а именно стремление некоторых участников и участниц определять коллективность сообщества ДК как тусовку. Это означает, что основание для самоорганизации в таком случае станет не идеологическим — как создание альтернативного пространства в условиях репрессирующей социополитической среды, — а эмоциональным в смысле межличностных отношений, либо ориентированным на получение капитала, символического и/или финансового. Помимо этого, характер тусовки в силу отсутствия общих дискурсивных оснований не подразумевает основания совместности в виде общего дела и персональной ответственности за его реализацию и развитие, разделенной между всеми участниками. В случае ДК неравномерно распределенная ответственность как маркер идейных несовпадений стала одним из факторов подрыва доверия друг к другу, так же как и необходимость в дальнейшем переопределить характер взаимодействия, основания участия и вовлеченности в функционирование пространства для настоящих и присоединяющихся на протяжении всего времени существования ДК участников. Сейчас можно утверждать, что межличностные отношения и воспроизводство совместного времяпровождения не являются ни основанием для создания и существования ДК, ни его непосредственной целью, но реализуются вторично в качестве его последствия. Необходимость такого пространства в городе стала еще более очевидной в момент объявления ЦГК «Правда» невозможности продлить контракт аренды помещения с ДК «Делай Сам/а». Оказалось, что в приоритете центра городской культуры находится его агрессивная капитализация — в том числе за счет уничтожения архитектурного комплекса бывшего комбината газеты «Правда», — а не то, что принято считать городской культурой. В этой связи площадка низовых инициатив, не цензурируемых политически и поэтому привлекающая внимание ряда государственных ведомственных структур, является нежелательным элементом в том формате городского развития, каким его представляют чиновники и руководство ЦГК.

Участники и участницы сообщества ДК стремятся продолжить поддерживать существование площадки на новом месте, в то же время осознавая на основании накопленного опыта необходимость трансформации формата, переосмысления концепции и собственной вовлеченности в создание нового ДК.

*Этот текст был написан в апреле 2017 года. После закрытия ДК «Делай Сам/а»
скоро заработает