Привет, меня зовут Марийка, я соосновательница "делай культуру". Вместе с Аксиньей я отвечаю за тексты в социальных сетях дк. Обычно свое авторство постов я скрываю в нашем коллективном "мы". Однако я хочу пересмотреть этот подход. У меня было несколько причин. Во-первых, я осознала для себя важность представить дк как неанонимное горизонтальное сообщество. Это то, что я всегда хотела создать, и то, как мы себя ощущаем в действительности. Во-вторых, для меня это имеет терапевтический эффект. С одной стороны, я отказываюсь от чрезмерной для себя ответственности «говорить за всех», предоставив каждому/каждой участнику и участнице команды дк возможность выразить себя самостоятельно. С другой стороны, я начинаю рассказывать свою историю и делится собственным опытом, не подменяя этим историю и опыт дк, а также не размываясь в коллективном.
Как это будет работать сейчас?
Обсуждая вместе с Аксиньей новый подход к написанию постов в соцсетях, мы увидели, что наши тексты можно условно разделить на два типа: те, что носят информативный характер, и те, что являются скорее размышлениями на разные темы. В последних нам периодически важно поделиться личным опытом, концептуализировав в этих текстах своё «я». Такие посты мы хотим писать от первого лица. У остальных участн_иц команды дк есть возможность рассказать свои истории, подписав их своим именем. Конечно, поскольку ведение соцсетей — это, в первую очередь, зона ответственности меня и Аксиньи, то наши тексты будут составлять большинство. Это также будет происходить в силу того, что у остальной команды есть свои задачи, которые необходимо делать, чтобы поддерживать дк в рабочем состоянии.
Однако с учетом общей сильной занятости мы попробовали найти способ, чтобы другие участники и участницы могли поделиться своим опытом. В прошлый понедельник мы провели первую, как мы ее назвали, «идеологическую» встречу, конспектом которой хотим поделиться.Это была вводная встреча, мы решили продолжать проводить подобные обсуждения на регулярной основе. Уверена, что позже у нас еще появятся идеи, как делиться множеством наших опытов в социальных сетях дк.
Итак, вот ответы команды дк на вопрос "Какая у тебя была мотивация работать именно в дк, а не в любом другом проекте?" (отмечу, что я не отвечала на этот вопрос: я намерено приглушила свой голос, потому что к этому времени уже вдоволь наговорилась, как оффлайн, так и через каналы "делай культуру"):
Ник (занимается в дк починкой всего того, что ломается, а также реализацией различных инфраструктурных улучшений):
"Я не привязан к дк материально, основное здесь для меня — это идеологические участие. дк — это проект сообщества, куда можно встраивать различные модели, и делать участников независимыми от разных системных обстоятельств, которые обычно угнетают или навязывают те или иные нормы.
Моя мотивация нахождения здесь: продолжение возможности строить подобное сообщество, забота о труде и друг о друге. Условно, я ремонтирую, потому что я могу это делать, а не потому, что за это платят.
Я участвовал в рабочей группе еще в первого дк на Правде и присоединился тогда к проекту, так как считал, что дк — это хорошее место, чтобы объединять разных людей внутри одной повестки, делать междисциплинарные проекты.
Я буду стараться продолжать поддерживать возможность подобной общности в дк, у меня тут нет цели получить какие-либо дивиденды".
Рафаэль (работает в дк на баре, рисует для дк картинки на бумаге, футболках и стенах, следит за вывозом раздельного сбора мусора и является креативной частью коллективного видео-продакшена дк):
"Я приехал из Монголии: у меня закончились деньги, я работал в хостеле во время чемпионата мира по футболу и сдох почти. Я хотел рисовать комикс и не хотел работать иллюстратором: представил как провожу всю жизнь сидя и умираю сидя.
У меня была супер мечта, быть в настоящей команде. Я работал в классных проектах, но хотел попасть туда, где бы я мог чувствовать себя частью чего-то. Я хотел маленькую команду. Рисование комикса - это личное, замкнутое на одном человеке дело, я хотел общаться больше.
Про дк я знал с Правды. Там Остап проводил свои ивенты. Я подумал: если они Остапу разрешали проводить ивенты, значит они чилловые.
Я не ориентировался на какую либо модель подчинения/управления, не хотел брать роль в некой иерархии. Я не знал, что такое дк, когда начал тут работать. Здесь я понял, что командная работа - это не только приколы и шутки, а работа над собой: надо быть внимательнее к другим участникам и участницам.
Мне было важно, что это все меняется, мы эволюционируем как покемоны, придумываем что-то новое. Мне хотелось всегда что-то отдать. Сначала были сомнения, что я умею хоть что-то кроме рисования комикса. Но потом какие-то темы находились".
Некоторое время спустя Раф добавляет:
"Еще две вещи которые хотел сказать:
1. мне ценно, что есть такое место и мне нравится о нем заботится, чувствовать себя в каком-то месте, как родная деревня.
2. Здесь ты учишься выражать себя и учишься понимать себя. Мне важно, что дк как ячейка реагирует на то, что происходит в мире: мы выносим это, делаем высказывания лично от каждого и от всех вместе. Командой мы реагируем как индивиды".
Соня (работает в дк на баре):
"Я знала только этот дк на Милютинском. Во время локдауна следила за тем, как вы переживаете карантин и поддерживаете друг друга, слушала ваше радио. Примерно в это время сильнее прониклась дк не только как конкретным местом/баром.
Я искала работу, но мне было очень важно, чтобы на меня ничего не давило. Я не могу работать в коллективе, куда я не могу вписаться, мне сложно абстрагироваться от «общей обстановки». Понимание идеи ДК у меня достаточно абстрактное, скорее я её чувствовала, но не формулировала. Но теперь она принимает более конкретные очертания у меня в голове.
Сейчас хочется понять, как я могу встроиться в команду, исходя из собственных ресурсов, что полезного и хорошего могу сделать, помимо непосредственной работы.
Боря (работает на кухне в дк):
"Я ушел с прошлой работы: там я чувствовал себя как будто не в коллективе, я был физически слабым звеном. Я хотел развиваться и делать то, что умею делать.
Я хотел заниматься "искусством", но не получилось. Потом я хотел готовить, мне очень нравится кормить людей.
Мне хотелось оказаться в горизонтальном коллективе. То, о чем я мечтаю, редко превращается в реальность. Я хотел готовить и существовать в горизонтальном коллективе, но не думал, что такое случится.
В этом дк я был пару раз, когда я учился в Родченко, потом я нашел инстаграм дк и подписался. Я не рассматривал это как место, где можно работать. Думал, что делают классные видео и это классный проект. Но я не хожу в бары, чтобы в темноте и при громкой музыке еще что-то кричать кому-то на ухо — не люблю такое. Потом я увидел, что дк ищет повара. Лиза помогла мне написать, потому что это идеально вроде и то, чего я хотел.
Нужно уметь общаться с людьми, я учусь это делать. В коллективе отношения — это сложно, но интересно. Думаю, так должны отношения между людьми происходить: равные и открытые.
На кухне дк меня привлекало то, что можно экспериментировать. Хотя пока мы больше готовили. Но на встрече вот решили что и как вместе будем менять в меню. Больше всяких штук есть в голове сейчас".
Потом Соня задает вопрос: "У тебя прошла адаптация, что мы таким образом общаемся?"
И Боря отвечает: "Сейчас у меня получается говорить лучше, чем в начале. Но это не адаптация, а отношения. Они начинаются, и мы все в них меняемся".
Никита Демин (работает на кухне в дк):
"Мне жутко страшно, но прикольные ощущения. Я узнал о дк два года назад, я тогда не жил в Москве, потом увидел что тут проходило мероприятие невиновата феста.
Я искал работу, чтобы не быть шестеренкой: меня трясет от иерархии, страшна лестница. На прошлом месте работы у меня были проблемы с боссом, мне было плохо от этого. Как-то я вернулся в свою каморку, где клеил книжки, и понял: я не хочу быть рабом, но хочу трудится.
Как-то я пришел в дк с бывшей девушкой, вкусно поел. Потом я приходил сюда один. Мне было странно, что здесь ведут себя свободно.
Везде говорят, что кооперации не существует. На самом деле, это вранье. У меня были коллеги, с кем мы обсуждали горизонтальные отношения. Я им сказал: "Есть бар "делай культуру", там анархисты сумасшедшие". Они сказали: "Пойди поработай, разочаруешься". Но нет! Это в тысячу раз больше "центр самодостаточной коммуны" (прим.: изначальное слово, используемое для названия, мы не пишем, а приводим его описание), чем тот "центр самодостаточной коммуны", где я работал.
Я здесь все время как на сеансе психотерапии: здесь я образовываюсь общению с людьми. Раньше я жаловался так, чтобы меня пожалели, а сейчас не жалуюсь, а думаю: я могу сделать это сам.
Я понял, что можно творить и на кухне. Еще можно взять прийти на работу и без стресса обсудить то, что я сделал. Однажды я расплакался от единения. Мне круто приходить на работу".
Аксинья (работает в дк на баре, закупает для дк напитки, пишет тексты в социальные сети дк, составляет графики и считает зарплаты, активно участвует в производстве видеоконтента дк):
"Я познакомилась с Марийкой, когда дк был на Хлебозаводе, занималась фем веб-сериалом. Я выпустилась из ВГИКа, мне было сложно найти работу как сценаристке: все варианты мне были крайне несимпатичны идеологически. Я не хотела предавать свои идеалы.
У меня был травмирующий опыт работы в общепите и был план поработать в дк два месяца, уехать в Индию и искать "настоящую" работу. Потом я начала брать больше и больше инициативы в дк. Это придавало для меня все большей и большей значимости дк. В итоге, когда один друг спросил меня: "Сколько дней в неделю ты работаешь?". Я не смогла ответить, потому что дк - большая часть моей идентичности. Я не смогла разделить работу и не-работу.
Мне всегда хотелось компанию людей, с которой можно вместе что-то делать. У меня была потребность, чувствовать себя частью чего-то большего.
Мне важно, что мы не заморожены в каких-то ролях и сам дк не заморожен: здесь происходит много всего дополняющего, трансформирующего".
Ваня (работает на баре в дк, участвует в разработке и съемке видеопродуктов дк):
"Я узнал о дк, когда он строился здесь, на Милютинском. Я не читал никаких левых идеологий, меня интересовали мировоззрении. Дк соответствует моему мироощущению.
Дк для меня — это мини-мир. Таких организаций, как у нас, мало, или я не знаю. Я всегда хотел работать в коллективе, где всегда комфортно: взаимоуважение, взаимопомощь. И мы всей своей работой транслируем о возможности существования таких организаций.
Дк — это структура, которая развивается: постоянная работа на улучшение и работа над собой. Еще один важный момент в дк в том, что здесь деньги выделяются на различные важные общественные проекты. Еще здесь можно применять свои увлечения.
В дк ходят небинарно выглядящие люди: им комфортно здесь, в отличие от окружающей их среды. Это важно".
Никита Иванов (работает на кухне в дк, а также выступает в роли оператора и монтажера роликов для видеопродакшена дк):
"У меня была конкретная идея: я хотел работать на кухне. Но когда я приходил в ресторан и говорил с шеф-поваром, было ощущение, что что-то не то. Еще я хочу постоянно делать видео, я много лет этим занимаюсь: у меня были коммерческие заказы по видосам. Сейчас я материально завишу от дк: я перестал снимать видосы коммерческие.
Изначально я смотрел на дк как на работу на кухне, но со временем это изменилось: я начал понимать, как устроено взаимоотношение среди нас, узнал, куда это двигается. Эта работа, которая ценится, и от этого комфортно.
Сначала это была "слепая" потребность: я много готовил дома, но хотел больше, для людей, иметь отклик, как-то двигаться. В дк все началось от просто пожарить гренки на сковородке до ... ("Да, я увидел в табличках "трескаброд" и подумал: "Что за мутант?!", — воскликнул Никита Демин, перебив Никиту Иванова. Никита Демин совсем недавно пришел работать в дк).
Сначала было слабое вовлечение и адаптация была, но потом я понял, что можно двигаться далеко и в разные стороны. А со временем понимаешь, что это бесконечно...
Меня это вдохновляет: большой объем работы проделан в сравнении с другими проектами. У меня приятные ощущения: все не зря и хочется этим заниматься".