Я работала преимущественно на кухне: поваром, су-шефом и шефом. На кухне как повар я столкнулась с полным отсутствием личного пространства, необходимостью регулярно с кем-то коммуницировать (не по работе, а просто потому что так принято), агрессией, если ты отказываешься идти на контакт и просто огромной кучей сексистских шуток и комментариев. Столкнулась, конечно, с очень жёсткой иерархией, где фигура шефа не должна подвергаться критике. Вообще - я помню тогда много сравнивала эту систему с армейской, пересматривала цельнометалическую оболочку и пыталась понять, как можно функционировать в таких условиях, не становясь тем, кем не хочешь быть. Работа тяжёлая физически да, но я честно не знаю, проблема ли это - пока я работала по 12-14 часов, меня это устраивало и я не видела проблемы. Но я помню, нам предлагали дробные смены по 8 часов, никто не согласился. В управляющим составе столкнулась с тем, что балансируешь между интересами компании и работников. С тем, что постоянно приходится себя осаживать, чтобы улаживать проблемы по-человечески, без крика и давления. Это сложно, потому что не на кого было смотреть, не у кого учиться. В пандемию я лишилась работы и решила поискать временную, просто поваром. В итоге выбрала два места: hood с веганской едой и coop garage. Оказалось, в оба места требуются только мужчины славянской внешности. Потом открыла свое бистро и мы решили, что жёсткого сервиса у нас не будет. Тут выявилось сразу две проблемы: гости жаловались на то, что "официант даже не улыбался, когда обслуживал / даже не извинился за блюдо", на то, что с кухни доносились "смех и сплетни девушек, что неприемлемо в приличном обществе". С другой стороны, без чётких стандартов ребята за баром иногда вели себя действительно грубо. Проблемных гостей с не очень классными убеждениями действительно много и очень хочется просто не работать для них. Но в деньгах мы не купаемся и вообще кажется, что надо быть открытыми для всех, не знаю.
Что должно быть по-другому? Наверное, в каком-то виде иерархия должна оставаться - чтобы определить правила, следить за их исполнением и тд. Но её нужно явно смягчить: правила нужно придумывать вместе со всем составом, например. Большая вовлеченность сотрудников в процессы будет полезна всем.
Нужна помощь и контроль государства либо профсоюзов. Надо рассказывать гостям про "идеалогию" места - сейчас гости приходят в любое место и ждут однородного сервиса. ЗП должна быть выше - не знаю, за чей счёт, сложно сказать, но такая работа не лёгкая и требует определённых знаний и умений. Получать за это минимальную ставку - неправильно. Нужно растить нормальных управленцев внутри среды и нужно больше рассказывать о тех, кто делает "по-другому", относительно того, как в большинстве мест сейчас все устроено.